Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сургут
  • Доступная среда

    Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Доступная (или без барьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

    Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «без барьерную, доступную среду».

    1. Учебные кабинеты

    Для организации образовательного процесса создаются специальные условия, которые отвечают особым требованиям детей при обучении, организации педагогической, психологической, медицинской помощи.

    Учебные кабинеты оборудованы под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам. Расположение и оформление кабинетов для детей с ОВЗ: находится на первом этаже школы недалеко от главного входа; имеет широкий дверной проем без порожка; имеет правильную прямоугольную форму; окрашен в светлые пастельные тона.

    Оснащение инклюзивного кабинета:

    • Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
    • Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы «Индукционная петля»;
    • ТСО: видеопроекторы, Интерактивные доски.
    • Опорный комплекс (опора-вертикализатор и столик для детей с ДЦП;

    В кабинетах оформлены три зоны:

    • рабочая зона педагога с компьютерным столом, доской и компьютером;
    • учебная зона со специально оснащенными учебными местами для детей;
    •  зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников.

    С полным материально-техническим оборудованием можно ознакомится в разделе Кабинеты для начальных классов;  Кабинет музыки.

     Кабинеты для индивидуальной работы с учащимися, которым заведуют учителя дефектологи или логопеды, имеют цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи. В кабинете специалисты работают с детьми индивидуально, с подгруппой. Коррекционные кабинеты имеют хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:

    • для коррекции мимики,
    • артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, слоговой структуры слова;
    • для развития мелкой моторики;
    • для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия; для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза; для развития когнитивных функций.

    В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:

     Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, стеллажами с пособиями и литературой.

     Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.

    Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.

    В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты для индивидуальных занятий и коррекционные обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний обучающимися, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.

    С полным оснащением можно ознакомится Кабинеты индивидуальной работы;

    Группы детского сада

    В структурном подразделении детского сада организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования детьми с особыми потребностями.

    Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.

    Все группы оснащены детской мебелью, комплектами дидактических материалов и игрового оборудования для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Неотъемлемой частью создания доступной «без барьерной» среды является материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение. Группы просторные, окрашены в светлые тона, имеют хорошее освещение.

    На сегодняшний день создана достаточно современная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы (Интерактивная доска, интерактивные стол).

    В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы музыкально-физкультурный зал, в котором проводится утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом. С более подробным перечнем материально-технического оснащения можно ознакомится в разделе Дошкольные группы.

    2. Кабинет «Сенсорная комната»

    В нашей школе функционирует сенсорная комната, которая предназначена для оказания комплексной помощи детям.
    Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

    Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

    — снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
    — активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
    — стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д);
    — развитие двигательных функций;
    — устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
    — создание положительного эмоционального фона.
    Отдых в сенсорных комнатах показан взрослым и детям с проблемами восприятия общества, с рассеянным вниманием и нездоровой реакцией на окружающую среду. Здоровые люди также могут пользоваться сенсорными комнатами для расслабления и релаксации.
    Занятия проводятся квалифицированным специалистом педагогом-психологом. Время сеансов 40 — 45 минут. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами по 2-4 человека.Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник. Это:
    • музыкальная и телесная терапия;
    • игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
    • игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация);
    • упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

    • методики развития памяти, внимания, восприятия, воображения;

    • методы развития коммуникативных навыков.

    Сенсорная комната оснащена современным оборудованием, таким как:

    • Стол для аква-анимации;
    • Балансировочная кочка;
    • Сенсорный ящик;
    • Коррекционно-развивающий комплект «Сенсорные пластины»;
    • Сухой бассейн интерактивный;
    • Настенный каскад фибероптических  волокон;
    • Стабилотренажер А-150;
    • Информационно-комуникационная панель для инвалидов по слуху Исток Синхро;
    • Систетема информационная для слабослышащих встраиваемаяс функцией оповещения Исток Сенсо;

    Более подробную информацию о работе сенсорной комнаты в нашем учреждении вы помете получить по ссылке Сенсорная комната

    3. Кабинет Монтессори

    Комната Монтессори  разбита на 5 зон, в каждой из которых находится материал определенного типа.

    1. Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
    2. Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
    3. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и операций.
    4. Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению.
    5. Космическая зона. Здесь ребенок может получить познания и представление о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь.

    Зоны в комнате заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает ребенку найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями.

    Раздел кабинета Монтессори на нашей официальной странице можно посмотреть по ссылке Кабинет Монтессори

    4. Кабинет «Робототехники»

    Занятия конструированием и робототехникой помогают специалистам активизировать скрытые возможности воспитанников с ОВЗ, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    Наш кабинет робототехники оснащен новым современным оборудованием. Кабинет окрашен в яркие тона, оснащён всей необходимой мебелью, имеет хорошее освещение. Дополнительно оснащен:

    • Система информационная для слабослышащих встраиваемая с функцией оповещения Исток Сенсо;
    • Аппарат звукоусиливающий воздушной и костной проводимости и вибротактильного восприятия детский «Глобус»;
    • Коммуникативная система «Текстофон-Плюс»;

    Раздел кабинета Робототехники можно посмотреть по ссылке  Кабинет Робототехники

    5. Музыкальный зал

    На втором этаже здания оборудованы музыкальный зал на 30 посадочных мест. Музыкальный зал оснащен пианино, музыкальным центром, акустической аппаратурой.

    Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звуков, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке. Раздел кабинета можно посмотреть на нашей официальной странице по ссылке Музыкальный зал

    6. Спортивный зал

    Материально-техническое оснащение спортивных сооружений доступно для лиц с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития и слабослышащих. 

    Спортивные залы расположены на 1-х этажах здания. При спортивном зале имеются две раздевалки, для мальчиков и девочек, два санузла, душевые, инвентарная.  Спортивный зал

    7. Библиотека

    В образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой. Более подробно ознакомится с работой библиотеки можно по ссылке Библиотека

    8. Медицинский кабинет

    Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника № 1». На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляетт   фельдшер. В нашем образовательном учреждении организовано психологопедагогическое сопровождение. Медицинский блок

    9. Обеденный зал

    Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. 

    В образовательной организации для обучающихся и воспитанников детского сада организовано полноценное качественное сбалансированное бесплатное горячее питание, согласно примерному двухнедельному меню (Организация питания). Дети дошкольного возраста обеспечены бесплатным 5 разовым питанием.

    Питание в школе осуществляется через организацию ООО "Радуга Вкуса".

    В обеденном зале установлены раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды и электросушилки. В обеденный зал имеется отдельный вход, обеспеченный доступными путями движения.  Количество посадочных мест – 25.Это позволяет обеспечить посадку обучающихся за 2 приема.

    Организация питания находится под постоянным контролем со стороны ответственных за питанием работников образовательной организации, со стороны санитарно-эпидемиологической организации, со стороны медицинского работника и со стороны общественного контроля (родительская общественность, управляющий Совет).

    Ежедневно бракеражная комиссия осуществляет контроль за качеством доставленной пищи, соблюдения выполнения санитарно-гигиенических требований работниками обеденного зала.

    На первом и третьем этаже размещены питьевые фонтанчики для соблюдения питьевого режима обучающихся, замена фильтровых картриджей производится ежеквартально по графику.

    10. Досуговые мероприятия

    На первом этаже нашего учреждения расположен конференц зал, который является центром общественной, интеллектуальной жизни школы, предназначенный для проведения различных учебных мероприятий и внеурочной деятельности. Конференц-зал позволяет проводить в нем следующие мероприятия: официальные и учебные; общешкольные собрания; педагогические и методические совещания; конференции различной тематики и уровня; встречи с представителями власти и общественности; научно-практические конференции; мастер-классы; показ документальных, художественных и анимационных фильмов. Конференц зал

    11. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    В образовательной организации создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить интеграцию в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Созданы архитектурные условия (наличие: пандусов, тактильных дорожек, поручней, расширены дверные проемы, оборудованы санитарные узлы для инвалидов, установлен подъемник «лифт»).

    Образовательная организация оснащена 2-мя специально оборудованными санузлами (автоматическое открывание и закрывание дверей, наличие поручней, специализированного сантехнического оборудования, кнопка вызова и др).

    Доступ в здание образовательной организации, помощь в сопровождении детей –инвалидов осуществляют помощники воспитателя. Разработан и реализуется Паспорт доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения КОУ "Сургутская школа-детский сад".

    • Образовательная организация оснащена специальным оборудованием: «Информационный терминал»;
    • Индукционные петли;
    • «Бегущая строка»;
    • Мнемосхема;
    • Интерактивные наглядные комплексы.

    Созданы условия для доступа маломобильных групп населения:

    • лестничные (гусеничные) мобильные подъемники для ручных механических колясок;
    • наличие парковочных мест;

    12. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В рамках образовательного процесса исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.

    13. Наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности в КОУ «Сургутская школа-детский сад» оборудуется:

    • учебными кабинетами с автоматизированными рабочими местами учащихся и педагогических работников

    • кабинетами для занятий естественно-научной деятельностью, роботехникой, техническим творчеством, иностранными языками;

     • кабинетом для занятий музыкой; 

     • библиотекой с рабочей зоной, оборудованным читальным залом

    В учебных кабинетах, библиотеке и кабинетах администрации школы имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

    В здании учреждения имеются медицинские кабинеты. Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом. Медицинское обслуживание учащихся организовано БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1» квалифицированными работниками.

    Учебные помещения оборудованы искусственным освещением с применением люминесцентных светильников. Классные доски оборудованы софитами. Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием для обучающихся и преподавателей интерактивные доски, экран,  проектор  МФУ,  комплекты образовательной робототехники;   учебно-наглядные пособия по предметам; спортивное оборудование.

    Таким образом, материально-техническая база школы соответствует современным требованиям к организации образовательной деятельности, способствует созданию безопасных и комфортных условий для учащихся и педагогов, повышает эффективность деятельности работников.

    14. Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

    проживание не предоставляется

    15. Средства обучения и воспитания

    Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

    Виды используемых средств обучения и воспитания:

    • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
    • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
    • Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
    • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
    • Учебные приборы (Цифровая лаборатория «Окружающий мир»);
    • Интерактивное оборудование (Интерактивные доски, интерактивные столы)
    • Тренажеры и спортивное оборудование

    Принципы использования:

    • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
    • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
    • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
    • сотворчество педагога и обучающегося
    • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения

    Документы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie